Пресс-митинг: Факторинг как альтернативный инструмент развития компаний малого и среднего бизнеса

20 апреля 2010 года в Алматы состоялся пресс-митинг с участием председателя совета директоров "Первой Факторинговой Компании" Толегена Мулдашева и председателя правления "Первой Факторинговой компании" Жомарта Есентугелова на тему: "Факторинг как альтернативный инструмент развития компаний малого и среднего бизнеса. Перспективы развития рынка факторинга Казахстана".

На встрече присутствовали ведущие деловые СМИ Казахстана, которые задали ряд интересующих их вопросов на тему развития рынка факторинга в Казахстане, актуальности факторинговых услуг в реальной экономической ситуации для субъектов малого и среднего бизнеса, перспектив роста сектора МСБ за счет использования такого альтернативного метода финансирования, как факторинг.

Банковский сектор Казахстана испытал существенное влияние мирового кризиса, что отразилось на понижении его уровня ликвидности и качестве кредитного портфеля. В результате активность банков по увеличению кредитования экономики в 2009 году была фактически приостановлена, и активы банковской системы уменьшились на 3%. Банки ужесточили условия выдачи кредитов, стоимость финансирования выросла, субъекты рыночной экономики испытывают существенный дефицит оборотных средств, не говоря уже о долгосрочном финансировании обновления основных средств.

Эти изменения особенно сильно сказались на компаниях из сектора МСБ, которые фактически оказались без источников финансирования для развития своего бизнеса.

В этой ситуации факторинг остается единственным доступным инструментом для пополнения оборотных средств и развития компаний сектора МСБ. Факторинг - незаменимый финансовый инструмент для компаний, нацеленных на увеличение продаж, стремящихся к освоению новых рынков, ведущих рентабельный и перспективный бизнес.

По мнению Жомарта Есентугелова, председателя Правления ТОО "Первая Факторинговая Компания", казахстанский рынок факторинга очень перспективен. "Факторинг в Казахстане только начинает свое развитие, поэтому дальнейший рост числа участников рынка, количества их клиентов и объема услуг очевиден. В развитых странах объем факторинга составляет порядка 10% от ВВП, в России 1,5%, тогда как в Казахстане он составляет ничтожно малый объем", - указал г-н Есентугелов.

Факторинг интересен производителям товаров, компаниям оптовой торговли, сервисным компаниям, реализующим свою продукцию или услуги на условиях отсрочки платежа и сфера деятельности которых связана с такими направлениями как: продукты питания, алкоголь и напитки, бытовая техника, компьютеры, медикаменты, бытовая химия, парфюмерия и косметика, ГСМ и прочими быстро оборачиваемыми товарами.

Основные причины, оказывающие влияние на выбор представителей МСБ в пользу факторинга, это отсутствие у фактора жестких требований к финансовому состоянию клиента и к предоставлению залогового обеспечения по факторинговым сделкам.

В настоящее время рынок факторинга представлен тремя видами финансовых институтов: первая группа - коммерческие банки, вторая - лизинговые компании, предлагающие факторинг как дополнительный финансовый продукт, третья - специализированные факторинговые компании.

Будущее казахстанского факторинга будут определять независимые игроки. Их количество со временем возрастет, и растущая конкуренция благоприятно отразится на качестве и разнообразии продуктов факторинговых компаний.

"Первая Факторинговая Компания" создана в 2007 году, но начала свои активные операции с начала 2009 года и в настоящий момент является первой специализированной факторинговой компанией в Казахстане. На сегодняшний день компания профинансировала 1300 поставок товаров и услуг на сумму 2,6 млрд. тенге.

Доступ к передовым технологиям Первая Факторинговая Компания получает благодаря членству в международной факторинговой ассоциации International Factors Group (IFG), объединяющей более 150 членов из 50 стран мира.

"Работа в Международной ассоциации - своеобразный знак качества, подтверждающий то, что мы работаем в соответствии с принятыми в мировой практике стандартами. Для наших клиентов это дополнительная гарантия того, что Первая Факторинговая Компания - надежный партнер", - отметил Жомарт Есентугелов.

На сегодняшний день в клиентский портфель ТОО "Первая Факторинговая Компания" входят компании различных секторов экономики: сервисные, производственные и торговые предприятия.

Линейка продуктов компании постоянно расширяется за счет тесного сотрудничества с российскими коллегами из ведущих факторинговых компаний. Уже сейчас компания готова выкупать дебиторскую задолженность со сроком отсрочки до 90-120 дней.